Payday loans
Без флеша
Программа развития ДДТ на 2014-2017 гг. Печать

Программа развития МБОУ ДОД Дворец детского творчества, реализующего дополнительные образовательные программы,

на 2014-2017 год (с ПРИЛОЖЕНИЯМИ (кликните, чтобы ознакомиться с документами)



Введение

Программа включает концепцию, цели, задачи и определяет  содержание дополнительного образования на три года в динамике изменений, через  разработку, исследование и проверку дополнительных образовательных программ нового поколения, применение современных педагогических технологий и методик дополнительного образования.

Анализ направлений работы, апробированных в новых социально-экономических условиях, реализованных через дополнительные общеобразовательные программы, позволил определить востребованные детьми, семьей, обществом содержательные виды деятельности и подготовить новую мобильную Программу, открытую для внесения корректив в содержание деятельности всего учреждения и его подразделений.

Три предыдущие (2011 - 2014 г.г.) года успешной работы и развития МБОУ ДОД ДДТ подтвердили правильность исходных педагогических позиций и целей, адекватность содержания образования, эффективность наработанных средств и методов.

Концептуальные основы программы составляют  приоритеты дополнительного образования. Учебно - воспитательный программный материал программируется на основе системно деятельностной парадигмы с компетентностными механизмами её реализации

За основу данного документа принята  программно-целевая  идеология развития.

Методологической основой программы  развития  является системный подход к ре­шению крупномасштабных проблем в сочетании с принци­пом развития. Центральной категорией здесь является понятие «развитие», под которым имеется в виду необратимый процесс изменения уровня организации  педагогического процесса в  учреждении дополнительного образования – МБОУ ДОД ДДТ.

Компетентность – деятельность – система – компетенции – позитивная дееспособность в социуме → такова основная линия Программы. Цель и задачи учреждения на этой стратегической линии – освоение  обозначенной проблематики и управленческое обеспечение солидарного отношения педагогов к перспективе развития, понимание обучающимися приоритетов дополнительного образования и формирование общественного мнения, в том числе родительского, в ключевых понятиях программируемых процессов.

Определяющей идеей программы является компетентностный подход в практике дополнительного образования в учреждении. Исходя из постулата деятельностной природы компетентности как феномена (компетентность представляет собой опыт осуществления той или иной деятельности) следует, что формируется и совершенствуется компетентность в деятельности и, отсюда, ведущим звеном в работе всей системы МБОУ ДОД ДДТ принимается  деятельностная парадигма в образовании с системной организацией педпроцесса.

Под проектированием развития подразумевается осуществление преобразований, обес­печивающих  прогрессивное изменение, совершенство­вание образовательного учреждения и практики образовательного процесса в нем.

Исследования показывают, что дополнительное образование, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и  свободы выбора творческих видов деятельности, оно дает  воспитаннику социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средства для ее достижения.

Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума.

Изменившиеся внешние социально-экономические условия объективно требуют внутренних изменений, совершенствования образовательной и управленческой деятельности Дворца детского творчества.

Выходя на новый этап  развития, МБОУ ДОД ДДТ декларирует себя как открытую, активно действующую социально-педагогическую систему, с обоснованной перспективой перехода  в статус консолидирующего звена  по вопросам дополнительного образования в городской образовательной среде.

Программа необходима для обобщения и систематизации приобретенного опыта и  эффективного управления качеством учебно-воспитательного процесса в  перспективе. Она конкретизирует, углубляет и расширяет, исходя из предмета деятельности, основные документы, регулирующие образовательный процесс в ДДТ.

Концептуальные положения и содержание Программы находят свое отражение в открытых проектах, целевых программах и дополнительных  образовательных программах творческих объединений ДДТ.

Потребность в  программе развития была осознана коллективом по мере развития и укрепления  научно-методической базы ДДТ, появления новых видов деятельности, роста профессиональной квалификации сотрудников, внедрения новых методик в образовательную деятельность.

Деятельность, структура, методическое обеспечение и материально-техническое оснащение ДДТ программой нацеливаются  на преодоление разрыва между образовательным процессом и жизнью общества, на то, чтобы передовая культура, наука, техника и технология входили в деятельность воспитанника ДДТ  во всем многообразии.

Образовательная практика  реализуется на основе программно-целевого проектирования с учетом методики коллективных творческих дел. Это позволяет полнее учитывать социальный заказ, интересы детей, запросы родителей, устремления и возможности сотрудников, более эффективно и концентрированно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы ДДТ, привлекать внешние организации.

Программа определяет также основные направления массово - просветительской и популяризаторской работы по формированию в педагогической и общественной среде эффективного имиджа дополнительного образования в целом, ДДТ в частности.

Осознанное участие всех участников  - одно из наиболее эффективных средств воплощения в жизнь концептуальных идей, сформулированных в Программе.

Определены условия успеха реализации Программы:

  • методологическое, дидактическое, методическое, управленческое и финансовое  обеспечение процесса реализации Программы;

  • участие педагогического коллектива ДДТ  и коллектива воспитанников в системных мероприятиях и научно-исследовательских программах;

  • сохранение, развитие и обновление традиций, осмысление и учет опыта, накопленного коллективом ДДТ и аналогичными структурами в образовательной среде;

  • ориентация на конечный результат, систематический анализ получаемых результатов;

  • последовательная корректировка  целей, задач и форм работы.

О реализации Программы развития МБОУ ДОД ДДТ «Модернизация практики дополнительного образования» на 2011-2014 учебные годы

Программа МБОУ ДОД ДДТ на 2011-2014 годы была разработана с учетом   исторически новой  социокультурной  ситуации, а также инновационности и сложности  задач, вставших перед российским дополнительным образованием, и на основе анализа конкретной ситуации в ДДТ.

Практическая  реализация программы носила поэтапный пошаговый характер.

Целенаправленность выполнения программы отслеживалась через систему параметров качества и результативность этапов реализации программы. Осуществление целей и задач программы велось в единстве содержательных, технологических и  организационных компонентов программы.

Коррекция программы велась  в соответствии с новыми условиями недостаточности или опережения в выполнении намеченного.

Условием реализации программных мероприятий стала разработка на основе инновационного опыта технологии мотивации личностного и профессионального роста педагогов, методистов, администрации, а также готовность педагогического состава к обновлению, реинновациям и коллективной творческой работе.

Программные мероприятия объединялись  следующими блоками:

  • создание организационных, методических и финансовых условий для укрепления и развития инновационных процессов в коллективе;

  • создание банка примерных дополнительных общеобразовательных программ;

  • разработка форм действенной поддержки самореализации педагогов и обучающихся;

  • введение элементов педагогического мониторинга роста личных достижений воспитанников   в разнообразных видах позитивной деятельности;

  • создание «методической копилки» о методах, способах и формах привлечения родителей к организации образовательной и досуговой деятельности.

Для достижения поставленных целей необходимо было обеспечение опережающей подготовки педагогического персонала к работе в инновационном режиме. Такое опережение  дает практико - ориентированная система  повышения профессиональной компетентности.

Прежде всего - это повышение квалификации в системе последипломного образования. За отчетный период показатели по этому вопросу выросли  на 71 %. Курсы повышения квалификации по общим вопросам педагогики дополнительного образования, по профильной принадлежности, а также активно проведена работа по качественному росту компьютерной грамотности пользователя (каждый второй педагог окончил курсы начинающего пользователя).

Стабильно работает на повышение педагогической компетенции продуктивность разработки вопросов частных методик  преподавания  направлений в МБОУ ДОД ДДТ. Работы на эту тематику были обобщены на педагогических советах. Тема педагогического совета звучала следующим образом: «Информационная культура  педагога дополнительного образования в области  частных методик преподавания как условие эффективности педагогического процесса».

Проблематика  форм мониторинга успешности и презентации обученности воспитанников в дополнительном образовании открыта в широком перечневом предъявлении и наибольшими разрешающими возможностями. Готовность педагогов участвовать в разработке целевых индикаторов и показателей является показателем творческой профессиональной подготовленности педсостава. Начало фиксации успешности воспитанников в дополнительном образовании положено наличием в МБОУ ДОД ДДТ «Свидетельства  о дополнительном образовании», Похвального листа и сертификатов по годам обучения.

  • в соответствии с договором с МГУ им. М.В. Ломоносова  на базе Дворца детского творчества г.о. Железнодорожный проводится педагогический эксперимент в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г. на тему: «Создание системы оценки качества дополнительного образования школьников, основанной на  информационно-коммуникационных технологиях  и обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам»;

  • целевые педагогические проекты на городскую образовательную среду;

  • развитие  программы успешности для всего коллектива педагогов и обучающихся, а также  каждого педагога и обучающегося (научная, методическая,  финансовая и  организационная поддержка и сопровождение  Т/О, педагогов, обучающихся).

В ходе аттестации и открытых мероприятий отслеживается переход педагогов в режим  устойчивого системного развития на основе целенаправленного обновления содержания и технологий образовательной и досуговой деятельности.

За период реализации «Программы 2011-2014»  произведено обновление предметно - пространственной среды, а именно:

  • положено начало оснащению кабинетов ДДТ как учебных кабинетов с соответствующим дидактическим и методическим обеспечением;

  • решено художественно-тематическое оформление холла, коридоров;

  • найдено функциональное решение дизайна актового зала;

  • оборудован кабинет с мультимедийным оборудованием.

Серьезные изменения произошли  в деле систематизации календаря массовых  мероприятий. Формируется пакет предложений внешней среды и активизируется участие Т/О и педагогов в конкурсах, программах по линии образования и культуры.

Идет выстраивание отношений партнерства и взаимной ответственности с родительской общественностью. А именно:

  • повышение уровня родительской компетентности,  психолого-педагогической культуры родителей через родительский лекторий;

  • вовлечение родителей в практику дел ДДТ (отчетный концерт «Пчелки» - родители – артисты и  инвесторы…);

  • во всех творческих объединениях в 2008-11 году прошли мероприятия для родителей с презентацией обученности воспитанников…

Работа в учреждении, прежде всего, направлена на обеспечение комфортно-творческой атмосферы в коллективе.

Успехи в продвижении педагогического коллектива отчетливо фиксируются в следующих параметрах содержательного и управленческого обеспечения деятельности творческих объединений обучающихся и педагогов:

  • переход на новые основы программирования учебного процесса,

  • повышение наукоемкости, психолого-педагогической обоснованности разрабатываемых образовательных программ и технологий,

  • работа над  алгоритмами итоговой и промежуточной  аттестации воспитанников,

  • вариативность в  формах организации учебного процесса: конкурсы, выставки, презентации;

  • расширение сотрудничества с научными, культурными и иными учреждениями, содействующими предпрофессиональному становлению обучающихся и их допрофессиональной подготовке – научно-практические конференции учащихся с составом жюри – специалистами соответствующих профилей.

Профессиональная активность педагогов позволяет  на основе инновационного опыта разрабатывать технологию мотивации личностного и профессионального роста обучающихся, педагогов, методистов, администрации:

  • разработка форм действенной поддержки самореализации педагогов и обучающихся,

  • создание портфолио педагогов и воспитанников,

Вырос численный состав педагогов и воспитанников, а также число наград, заслуженно занявших свое место в портфолио учреждения.

В перспективе коллектив ДДТ видит возможность создания ассоциации учреждений дополнительного образования города и проведение городского конкурса педагогов по номинациям дополнительного образования в кооперации с органами образования и городской общественностью.

имиджа учреждения в городе и области, что способствовало  стабильности педагогического коллектива, сохранности  контингента обучаемых, преемственности связей, упрочению традиций и активной разработке инноваций.  

Вопросы современной проблематики  дополнительного образования

Программные мероприятия обусловлены ярко выраженными трудностями в деле дополнительного образования.

  • Фактическое отсутствие специально подготовленных кадров для системы дополнительного образования.

  • Отсутствие типовых программ (есть примерные, но они весьма далеки от школьных программ по оснащенности, чтобы их поименовать учебными программами)

  • Отсутствие учебных пособий для занятий с обучающимися.

  • Невысокая эффективность кадровой  переподготовка и повышения квалификации.

  • Формирование библиотечного фонда и материально-техническое обеспечение  учебных кабинетов планово для учреждений ДО не предусмотрено ни одним финансовым документом…  

МБОУ ДОД ДДТ -  учреждение полифункциональное.

·         по видам деятельности - 10 направлений дополнительных образовательных программ по типовому положению и все в наличии

·         по аспектам деятельности: 

o   теоретический

o   практический

o   исследовательский

o   опытнический

o   досуговый

o   предпрофильный

o   профильный

o   допрофессиональный

 

по количеству учебных режимов в одном учреждении:

·         режим работы по расписанию дисциплин (на группу педагогов расписание по дисциплинам, состав воспитанников един – предшкола, комплекс)

·         индивидуальная работа (инструменталисты, вокалисты – по режиму работы музыкальной школы) – достижение воспитанниками четко определенных индивидуальных целей, по индивидуальным планам, в индивидуальном темпоритме

·         индивидуальная работа с результирующей в общем деле: духовой оркестр, комплекс со своими специфическими запросами в организации учебной деятельности

·         индивидуальная работа в сочетании с социальной направленностью: возможность работы с одаренными детьми, с социально запущенными детьми ,с детьми инвалидами по индивидуальной траектории обучения и развития

по вариативности дополнительных образовательных программ 

·         по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, длительные…)

·         программа на Т/О одной направленности

·         программа составительская с элементами разных направленностей

·         программы практической лаборатории, студии, разновозрастного коллектива и т.д. 

Разрешение проявленных затруднений требует системного подхода и компетентных, комплексных решений. 

Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение  программы развития МБОУ ДОД  ДДТ  включает в себя:

  • ресурсы городского образовательного поля – интеграция основного и дополнительного образования,

  • наращивание компетенций кадрового состава,

  • ресурсы педагогических технологий: проекты, программы, методики и прочее;

  • ресурсы привлечения обучающихся к проведению учебной и учебно-методической работе через практику инструкторства, волонтерской подготовки  и тьюторства;

  • материальные ресурсы: помещения, мебель, оборудование, оргтехника;

  • финансовые ресурсы: утверждение целевых проектов, участие в педконкурсах…

  • информационные ресурсы: Интернет ресурсы, библиотечные фонды, научно-педагогическая библиотека, медиатека и др.

Участники программы 

Участниками программы являются педагогический коллектив, обучающиеся, их родители или законные представители, социально – педагогические  партнеры Дворца детского творчества. 

Дворец  детского творчества. Миссия,  стратегические цели и принципы образовательной политики.

Миссия Дворца детского творчества – создание условий для творческого саморазвития личности каждого ребенка.

Стратегическая цель  ДДТ – исполнение социального заказа на дополнительное образование в интересах всех участников образовательного процесса.

Этот заказ включает следующие компоненты:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей личности и потребностей социума в дополнительном образовании дополнительными общеобразовательными программами различного уровня;

  • повышение квалификации педагогов дополнительного образования;

  • консолидация возможностей дополнительного образования и воспитания в городской образовательной среде;

  • программно-методическая помощь образовательным учреждениям города,

  • создание благоприятного морально-психологического климата, позволяющего работникам отождествлять цели учреждения с собственными целями;

  • создание положительного имиджа МБОУ ДОД  ДДТ  в городском образовательном поле.

Дворец детского творчества расположен в городском округе Железнодорожный Московской области.  ДДТ является правопреемником Дома пионеров, созданного в г. Железнодорожном в 1953 году с целью организации массовой внешкольной работы. За 60 лет заложена необходимая материально-техническая база для работы, стабильно охватывающей почти три тысячи обучающихся,  ежегодно занимающихся в 230 - 250 группах творческих объединений по десяти направленностям  дополнительных образовательных программ. Занятия ведутся  по дополнительным общеобразовательным   программам дополнительного образования на бюджетной и платной основе.

Принципиальными установками  системы образования и воспитания Дворца детского творчества являются:

  • реализация социального заказа на профилактику детского девиантного поведения;

  • свобода выбора вида творческой деятельности всеми участниками образовательного процесса;

  • создание условий для творческой самореализации личности;

  • нравственно-этическое воспитание;

  • интегрированное и инновационное дополнительное образование, позволяющее личности развиваться всесторонне и непрерывно (“образование через всю жизнь”);

  • личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Концепция образовательной деятельности 

Дополнительное образование должно носить опережающий характер и быть нацеленным на воспитание профессионалов, людей нравственных, обладающих высокой культурой и современным мировоззрением, экономически, технологически и функционально грамотных.

Для функционирования системы опережающего образования   необходимо:

  • обеспечить соответствие содержания образовательных программ перспективным потребностям общества: социальному заказу, современным тенденциям развития культуры, науки, технологии и техники...;

  • обеспечить привлечение к педагогической деятельности специалистов, работающих на переднем крае науки, техники и технологии, а также передачу из рук в руки идей, знаний и навыков, необходимых в будущем;

  • содействовать конверсии науки, техники и технологии в дополнительное образование детей;

  • уделять особое внимание профориентации и начальной, допрофессиональной подготовке. Эту работу следует вести с учетом тенденции развития экономики в направлении интеллектуализации, высоких технологий, наукоемких производств и информатизации;

  • формировать у обучающихся целостную смысловую картину мира на основе системного мышления.

Образовательная деятельность  расширяется введением в практику  системы целевых проектов – новое направление в работе.  В программу включены системные образовательные проекты, вошедшие с инициативы МБОУ ДОД ДДТ в городское образовательное пространство.

Руководитель целевого проекта  - сравнительно новое действующее лицо образовательного процесса. Он становится "ядром концентрации" неформального образовательного коллектива. Практика показывает, что целевые программы выгодно отличаются своеобразием и нацеленностью на результат в каждом отдельном случае. Команда целевого проекта – специалисты высокого класса в своей области, что фактически гарантирует качество действий. Поскольку целевые программы обычно становятся межгрупповыми, то они формируют горизонтальные связи, обогащают палитру образовательных возможностей учреждения.

Проблематика, которую ставят целевые проекты перед городской общественностью и коллективом МБОУ ДОД ДДТ, может быть разрешена при условии коллективного сотрудничества.

Организационное оформление комплексными проектами  сложившихся связей и взаимоотношений – перспектива для создания творческих групп и объединений педагогов как групп, с четко выраженным единством профессиональных интересов. В практике ДДТ целевые проекты функционируют в коллективе образцового духового оркестра, в предшкольных комплексах. 

Предмет образовательной деятельности МБОУ ДОД ДДТ

Информационное поле современности  расширяется скоростными темпами, школьные учебники не поспевают за приростом информации. Потребности в соответствующем дополнительном образовании растут. Дополнительное образование, являясь полифункциональным и мобильным в своей  вариативности, выполняет авангардную функцию в социуме по первичности реакции на изменения в мировом информационном поле и способов перевода инноваций в науке и практике в дополнительные образовательные программы.

Деятельность МБОУ ДОД ДДТ направлена на обучение, воспитание, творческое развитие, мотивацию и социализацию детей и подростков на основе дополнительных общеобразовательных программ, открытых культурологических социально значимых целевых программ и социальных проектов.

Основным предметом деятельности является многопрофильное, полифункциональное дополнительное образование, осуществляемое через реализацию дополнительных образовательных программ. Программы нацелены на вовлечение детей в активную творческую деятельность разных образовательных полей. Они предполагает профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку обучающихся.

Основные функции МБОУ ДОД ДДТ в образовательном пространстве города таковы:

  • образовательная, т.е. обучающая, воспитательная и развивающая - на основе дополнительных образовательных программ;

  • методическая: проектно-программная, учебно-методическая, информационно-методическая, организационно-методическая, административно-методическая;

  • выставочная:  организационная, экспозиционная, просветительская;

  • концертная – участие в городских мероприятиях, гастрольная деятельность коллективов Т/О

  • культурно – просветительская: интеллектуальные игры, лектории, экскурсии по родному краю;

  • оздоровительная: в том числе участие педагогов ДДТ в работе летних городских  лагерей, туристические экспедиции…

  • информационная: сайт, СМИ, ЭСМИ, собственная печатная продукция….

Программой вводятся новые модели управления учебно-воспитательным процессом.  При этом предметом проектируемых изменений становятся:

  • структура научно – методического обеспечения педпроцесса;

  • система работы с педагогами;

  • дополнительные образовательные программы;

  • учебные планы;

  • формы организации образовательного процесса;

  • система оценки качества образования;

  • система работы структурных подразделений;

  • внутренние и внешние связи как основа формирования образовательной среды Т/О, МБОУ ДОД ДДТ

Методическая деятельность в МБОУ ДОД ДДТ

Содержание и качество деятельности МБОУ ДОД  ДДТ регулируются методической работой.

Составными элементами методической деятельности являются:

·         программно - проектная, направленная на создание авторских и экспериментальных образовательных программ и проектов, методических и дидактических разработок, образовательных технологий по направлениям педагогической практики;

·         научно-методическая, включающая организацию и проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы сотрудниками и педагогами, разработку профильных теоретических материалов, тематико-экспозиционных планов-выставок, проведение проблемно-аналитической работы, отслеживание результативности, подготовку материалов к публикации;

·         учебно-методическая: разработка учебных, предметно-тематических, методических и дидактических материалов и пособий, образовательных проектов и программ, положений об творческих объединениях, составление учебных планов объединений;

·         информационно-методическая: сбор, анализ, синтез и трансляция информации через консультации, семинары, круглые столы, конференции, совещания, лекции и другие формы просветительской деятельности; формирование методических подборок по конкретной тематике, пополнение библиотеки ДДТ учебно-методической литературой, создание видеотеки, медиатеки;

·         организационно-методическая:  разработка документации - положений, программ, циклограмм, планов, сценариев и т.п.; проведение мероприятий различных уровней и типов;

·         нормативно-методическая: разработка положения об отделе, клубе, должностных инструкций, проектов организационно-нормативных документов, составление планов и отчетов.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность  планируется  в двух направлениях: 

·         исследовательская работа педагогов по конкретной научной проблеме;

·         исследовательская работа в рамках образовательных программ.

Важной задачей  является создание условий для совместной научной, исследовательской и поисковой деятельности педагогов и обучающихся по направлениям образовательной деятельности

Кадровый потенциал ДДТ 

Внимание к кадровому ресурсному обеспечению помогает вовремя сделать сопоставительный анализ по аналогичным категориям специалистов других учреждений дополнительного образования, принять правильные управленческие решения о необходимости повышения квалификации, повышения в должности и т. д.

Анализ ресурсного обеспечения позволяет администрации и руководителям структурных подразделений своевременно отследить и оценить имеющийся потенциал сотрудников, инициировать формы повышения квалификационного уровня педагогов; установить необходимость пересмотра разрядов оплаты работников, срока аттестации, выделить основания для морального и материального стимулирования.

Наиболее значимым фактором, обеспечивающим эффективность работы  и его дальнейшее развитие, является сформировавшийся творческий потенциал коллектива педагогов - единомышленников.

В деятельности педагогического коллектива сочетаются традиции и инновации, он открыт для новых идей и людей.

Существенно изменилось отношение к  вопросам повышения квалификации. За прошедшие три года случаев не аттестации педагогов из всех заявленных не было ни одного. Разработанная тематика по самообразованию педагогов находит сегодня отклик у педагогов. Наполняется  портфолио педагогов методической продукцией. Коллектив принял в разработку направление по выводу кабинетов в ранг «учебного кабинета».

Разработаны планы методической работы в структурных подразделениях, что само по себе является показателем продвижения в деле профессиональных компетенций педсостава.

Педагоги активно сотрудничают со СМИ и это свидетельство рефлексивных умений.

Помещения

Анализ использования помещений показывает их сверхнормативную загруженность.

Из таблицы видно не достаточное количество площадей для реализации программ ДДТ и его развития.

Недостаточность кадрового обеспечения, что так же связано с недостаточностью площадей. ДДТ  испытывает острую необходимость предоставления других площадей с целью улучшения условий для работы руководителей, педагогов, детей.

Для повышения качества и результативности работы необходимо пополнение кабинетов оргтехникой новых моделей, соответствующей мебелью и наглядными пособиями.

В коллективе ДДТ согласован и принят к реализации пакет документов, регламентирующий конкурс на лучший учебный  кабинет.

Интеграция основного и дополнительного образования городского образовательного поля

Уровень общественно - педагогической активности педагогов дополнительного образования, их востребованность в других организациях, осуществляющих  социально-педагогическую деятельность с детьми, определяется характером взаимосвязей. Эти связи  интенсивны и плодотворны. Настоящая программа предусматривает деятельность, направленную в адрес других образовательных учреждений через систему взаимодействия.

Программой предусматривается развитие основных линий интеграции.

·         Методологическая – программно-методическое обеспечение учебного процесса. Работа в режиме Базового образовательного учреждения по теме: «Методические компетенции педагога дополнительного образования как  условие эффективности  ведения  инновационного образовательного  процесса». Целевое участие в Региональной и Городской Выставке – Ярмарке инновационных педагогических  и управленческих идей.

·         Содержательная - проведение в школах классных часов специалистами, организация конкурсов с помощью педагогов, работа инструкторов, мастер классы, город веселых мастеров, «школьный класс – спутник Т/О» - взаимодействие классного руководителя и педагога ДДТ.

·         Кадровая - обмен педагогическими компетенциями, согласованная работа в группах продленного дня,  организация работы класса на познавательном солидарном интересе, проведение семинаров, встреч с классными руководителям по вопросам дополнительной познавательной деятельности и досуговым программам - классный руководитель- координатор, организатор, педагог дополнительного образования для школьников.

·         Методическая, организационная  - обмен педагогическим опытом мотивации и поддержки познавательной активности детей, подростков и юношества: конвертация ЗУН в реальную практику жизни: система мастер – классов в МОУ силами педагогов и обучающихчя; праздник умелых или город веселых мастеров в ОУ совместными усилиями,  проведение экспозиционно-выставочной деятельности; организация и проведение концертной деятельности…

·         В вопросах личностно - ориентированной педагогики - формы презентации обученности воспитанников, портфолио ученика в общеобразовательной школе и место в нем успешности в системе ДО (свидетельство о дополнительном образовании).

·         Информационная: детские конкурсы и информация о  возможности участия в них, помощь в оформлении участия.

·         Педагогическое творчество - элективы, работа с одаренными детьми, организация работы отрядов ЮИД и ЮДП,  воспитательно-образовательные программы, классы – спутники творческих объединений ДДТ и т.д.

·      Педагогическая солидарность - организация и проведение семинаров, праздников, мастер-классов в МОУ по разрешению затруднений в деле дополнительного образования.

·         Городские  целевые   программы.

Проведение форума, результирующего дополнительное образование в городском образовательном пространстве - Дня дополнительного образования (19-22 мая). 

Управление реализацией Программы. Организационная структура управления МБОУ ДОД ДДТ по реализации Программы

Модель организационной структуры управления  сочетает принципы единоначалия и общественного самоуправления. Основными объектами, осуществляющими управленческие функции, являются:

  • администрация;

  • Управляющий  Совет;

  • педагогический Совет;

  • научно-методический Совет;

  • художественный Совет.

Функции внешнего общественно-государственного управления деятельностью  осуществляют  Учредители и Управляющий совет. Ведущая задача организационной структуры управления – распределение функциональных обязанностей и полномочий между участниками управленческого процесса и освоение новых технологий управления образовательным учреждением в целях реализации Программы.

При этом предметом проектируемых изменений становятся:

  • дополнительные образовательные программы,

  • учебные планы,

  • формы организации образовательного процесса,

  • система оценки качества образования,

  • система внешних связей,

  • система работы с педагогами,

  • информационная мобильность структур как в плане обобщения наличной информации о процессах в дополнительном образовании, так и в плане информирования общественности  об изменениях в учреждении.

Контроль реализации программы многовариантен.

  • Экспертные заключения специалистов на дополнительные образовательные программы.

  • Эффективность научно- методической службы.

  • Реализация целевых подпрограмм проекта.

  • Внутренний контроль  по линиям Программы.

  • Контроль качества обучения в Т/О.

  • Система собеседования с педагогами  по результатам учебного года. 

Ожидаемая результативность Программы

Мероприятия Программы призваны активизировать деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Реализация Программы развития будет способствовать качественному улучшению образования обучающихся на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, формального и неформального образования,  учитывая их разные стартовые возможности.

В результате выполнения Программы ожидается рост удовлетворенности  качеством образовательного процесса со стороны всех его субъектов:

-        юные горожане будут увереннее использовать образовательный потенциал МБОУ ДОД ДДТ как ресурс собственного развития и самореализации;

-        родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг дополнительного образования; гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством  событий воспитывающего характера, организованных с участием детей и юношества;

-        жители города выразят поддержку проявлениям социальной активности и ответственности со стороны юных горожан; будут удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и молодежи;

-        представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи образовательному учреждению в разработке и реализации совместных образовательных программ и проектов.

Реализация Программы обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников МБОУ ДОД ДДТ.

Осуществление Программы обеспечит дополнительные возможности для развития личности молодого жителя г. Железнодорожного с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях  гражданского общества и развивающейся  экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.

Мероприятия, предлагаемые в рамках Программы по направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы образовательной работы для формирования базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и девушек г. Железнодорожного.

Оценка эффективности реализации Программы предусматривается через предложенный набор из 24 показателей и индикаторов по ним. Каждый показатель должен иметь базовый уровень (по состоянию на 2014 год) и целевой ориентир (планируемый к достижению в 2017 году), выраженные в абсолютных или относительных единицах. 

Формы представления результатов

Результат данной программы  - это освоение педагогами материалов, регулирующих процессы обновления содержания образования и системы оценки учебных достижений обучающихся.

♦ Фиксация расширения спектра  и вариативности дополнительных образовательных  услуг для  населения микрорайона и города.

♦ Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива:

§  освоение педагогическим коллективом методологических основ программирования и организации процесса обучения в системе дополнительного образования.

§  упорядочение действий по повышению квалификации и переподготовки кадров через внешние и внутренние целевые ресурсы последипломного образования;

  • разработка системы контроля за качеством обучения в Т/О;

  • разработка рекомендаций «Портфолио педагога, Т/О, обучающегося»; 

  • плановое участие педагогов  в системных мероприятиях;

  • участие и результирование педагогов в конкурсах педагогической и профильной  направленности;

  • подготовка сборника дополнительных образовательных программ педагогов;

  • организация и проведение городских целевых мероприятий на базе по алгоритму целевых подпрограмм;

♦ Рост  контингента обучающихся:

  • создание модели обучающегося;

  • создание модели выпускника;

  • создание  распределенной базы воспитанников;

  • создание модели общности воспитанников;

  • создание банка данных о выпускниках.

♦ Реализация как целевых программ линий развития внешней и внутренней педагогической практики, реализуемых педагогическим коллективом.

♦ Упорядоченный  календарь участия обучающихся  в системных мероприятиях.

Результат проявляется:

  • в ходе мониторинга по целевым показателям;

  • при анализе динамики запрограммированных процессов в отчетных документах, а также в ходе реализации целевых подпрограмм;

  • в количественно-качественном содержании портфолио учреждения;

  • через издание сборника дополнительных образовательных программ педагогов;

  • через проведение круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по проблематике дополнительного образования;

  • в содержании итоговой научно - практической конференции по эффективности реализации Программы.

Итог - создание  инновационной обучающей среды, органично соединяющей в себе мобильность дополнительного и преимущества обязательного образования.

План мероприятий по реализации Программы

 

№ п/п

СОСТАВ  ДЕЙСТВИЙ

Срок реализации

Исполнитель

Направление 1.  «Повышение профессиональных компетенций кадрового состава педагогов».

1.       

Разработка и осуществление планов переподготовки и  повышения квалификации  кадрового состава учреждения

2014-2015

администрация

2.       

Организация системы отчетности педагогов по темам самообразования

2014-2015

руководители структурных подразделений

3.       

Расширение содержания программного материала по организации  исследовательских работ и проектов обучающихся

В сроки реализации Программы

НМС

4.       

Содействие участию педагогов в конкурсных программах по педагогическому мастерству

В сроки реализации Программы

НМС, педагоги

5.       

Организация участия в конкурсе программ и проектов в области воспитания «Россию строить молодым».

По отдельному плану

руководители структурных подразделений

6.       

Организация участия во Всероссийском конкурсе методических разработок «Воспитать человека»

По отдельному плану

руководители структурных подразделений

7.       

Организация участия во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

По отдельному плану

администрация

8.       

Организовать организационно-методическую поддержку и сопровождение в деле разработки авторских   педагогических проектов

По отдельному плану

НМС

9.       

Обобщение, тиражирование и распространение лучшего педагогического и методического опыта

В сроки реализации Программы

НМС

Направление 2. «Совершенствование программно-методического обеспечения ведения образовательного процесса в учреждении».

10.   

Проведение рецензирования программ на соответствие современным требованиям

2014-2015

НМС

11.   

Создание критериальной базы мониторинга качества образовательного процесса в МБОУ ДОД ДДТ

2014-2015

учебная часть,

руководители структурных подразделений,

педагоги.

12.   

Организация проведения в учреждении конкурса учебно-методических материалов

В сроки реализации Программы

НМС

13.   

Проведение  педагогических чтений по темам:

1.      «Стандарт педагога»

2.      «Педагогические технологии»

3.      «Инновационные педагогические проекты»

В сроки реализации Программы

НМС

14.   

Обеспечение научно-методического сопровождения разработки дополнительных образовательных программ и педагогических проектов.

В сроки реализации Программы

заместитель директора по НМР

15.   

Организация проведения конкурсов инновационных продуктов педагогической деятельности для выявления инноваций и их диссеминации (педагогам, учреждениям, организациям)

В сроки реализации Программы

НМС

16.   

Проведение практико- ориентированной конференции «Воспитание: стратегии, парадигмы, практика»

2014-2015

заместитель директора по НМР

17.   

Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и тренингов для педагогов по проникающим и частно-методическим педагогическим технологиям

В сроки реализации Программы

методическая служба

18.   

Разработка и реализация программы развития системы психолого-педагогического сопровождения развития детей

2014-2015

педагог-психолог

19.   

Проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по обобщению опыта и определению перспектив образовательной деятельности

В сроки реализации Программы

заместитель директора по НМР

20.   

Разработка Положения и организация работы на его основе «О премии «Лучший педагог дополнительного образования учреждения»

2014-2015

администрация

 Направление 3.  «Формирование у обучающихся активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни».

1.       

Создать методический фонд педагогических разработок по воспитанию у обучающихся системы ценностей современного гражданина России.

2014- 2016

педагоги

руководитель спортивно-краеведческого отдела

2.       

Формировать ценности образования.  

Три «слоя» ценности образования:

-        ценности образования как ценности государственной,

-        как ценности общественной,

-        как ценности личностной.

В сроки реализации Программы

педагоги

3.       

Организация разработки и проведения мероприятий по формированию ноосферного мышления, развитию экологического сознания.

В сроки реализации Программы

Каплевская С.В.

4.       

Расширить по профилям деятельности социальную практику обучающихся: гастрольная практика, практика мастер – классов и т.д.

В сроки реализации Программы

педагоги

5.       

Организация участия обучающихся в конкурсе  «Я - гражданин России» (Всероссийский).

В сроки реализации Программы

педагоги

руководитель спортивно-краеведческого отдела

6.       

Организация конкурса проектов и программ в области воспитания «Россию строить молодым»

В сроки реализации Программы

педагоги

руководитель спортивно-краеведческого отдела

7.       

Оказание содействия в организации и развитии детских общественных объединений города

В сроки реализации Программы

Никитина Т.А.

8.       

Содействие организация клубов, отрядов юных инспекторов движения и дружин юных пожарных

В сроки реализации Программы

Никитина Т.А.

9.       

Организация разработки информационно-методических  материалов по правовому воспитанию подростков

В сроки реализации Программы

Шабалина О.В.

10.   

Организация деятельности учреждения по формированию здорового образа жизни.

В сроки реализации Программы

Ларионова Л.П.

руководители структурных подразделений

 Направление 4. «Создание единой общности обучающихся МБОУ ДОД ДДТ»

1.       

 Создавать условия в среде обучающихся для непрерывного развития потенциала совместной деятельности  по овладению знаниями

В сроки реализации Программы

руководители структурных подразделений,

педагоги

2.       

Развитие соуправления:  школа - педагог – обучающийся - родитель. Поддержка социальных инициатив обучающихся

В сроки реализации Программы

руководители структурных подразделений,

педагоги

3.       

Увеличение показателей доводимости обучающихся  до выпуска

В сроки реализации Программы

педагоги

4.       

Организация разработки функциональных моделей «обучающегося», «инструктора», «волонтера», «выпускника»

2014-2015

НМС

5.       

Создание системы мероприятий в структурных подразделениях и между ними по взаимному обогащению обучающихся приобретаемыми в творческих объединениях компетенциями

В сроки реализации Программы

руководители структурных подразделений

6.       

Организация и проведение конкурсных мероприятий по разработке и утверждению системы демонстрационных знаков, отличающих обучающихся в МБОУ ДОД  ДДТ и в каждом из его творческих объединений

2014-2015

педагоги

7.       

Создание и поддержка проектов по межкультурному воспитанию обучающихся «Учимся жить вместе», конференций по межкультурному диалогу

В сроки реализации Программы

НМС

 Направление 5.       «Совершенствование материально-технической базы учреждения»

1.       

Повышение уровня реализации принципа инвестирования образования силами общества, привлечения частных средств. Приложить усилия к консолидации общественного мнения и потенциала в решении стратегических задач образования; использовать возможности проектно-целевого подхода для получения дополнительных источников финансирования

В сроки реализации Программы

заместитель директора по АХЧ

2.       

Комплектация кабинетов лицензионным программным обеспечением, специальным современным оборудованием по видам деятельности

В сроки реализации Программы

заместитель директора по АХЧ

3.       

Создание методического фонда по дополнительному образованию и вопросам общей педагогики на бумажных и электронных носителях.

В сроки реализации Программы

заместитель директора по АХЧ

4.       

Организация проведения смотра-конкурса учебных кабинетов по состоянию учебно-материальной базы преподаваемого вида деятельности

В сроки реализации Программы

заместитель директора по НМР

заместитель директора по АХЧ

 Направление 6. «Консолидация ресурсов педагогического воздействия педагогов, родителей, заинтересованных личностей и учреждений».

1.       

Разработка программы создания образовательной среды творческого объединения, структурного подразделения, учреждения в целом с исследованием исходных ресурсов каждой из заявленных сторон

2014-2015

Каплевская С.В.,

руководители структурных подразделений,

педагоги

2.       

Разработка и реализация программ родительского университета

2014-2015

педагог-психолог

3.       

Организация и проведение конференций родительской общественности

2014-2016

педагог - психолог

4.       

Развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей

В сроки реализации Программы

педагог - психолог

5.       

Организация службы сопровождения семей, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

2014-2015

педагог-психолог

6.       

Организация проведения Спартакиады семейных команд "Семейные игры"

В сроки реализации Программы

Челахова А.Н.

 Направление 7.       «Создание единой информационной среды по вопросам дополнительного образования в учреждении».

1.       

Обеспечение доступности информации о работе с обучающимися и ее результатах через ежегодные публичные отчеты и сайт ДДТ.

В сроки реализации Программы

Александрова А.С.

 Организационные механизмы реализации Программы

 Нормативное обеспечение

1.       

Обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией и проведение соответствующих консультаций и совещаний.

Создание банка данных документации по вопросам современного состояния дополнительного образования.

В сроки реализации Программы

заместитель директора по НМР

 Программно-методическое и информационное обеспечение

1.       

Разработка подпрограмм в ходе реализации Программы развития

 

авторы подпрограмм

заместитель директора по НМР

2.       

Разработка учебно-методических пособий для реализации в ходе выполнения программы.

 

педагоги

3.       

Создание и реализация плана работы научно – методического совета по выполнению Программы

2014-2015

заместитель директора по НМР

4.  

Разработка и внедрение критериев качества и результативности образовательной деятельности МБОУ ДОД ДДТ.

В сроки реализации Программы

заместитель директора по НМР

руководители структурных подразделений

5.       

Разработка и проведение педагогических мониторинговых исследований по направлениям:

-        педагогическое управление процессом образования;

- эффективность педагогического сотрудничества с организациями и общественностью в области дополнительного образования;

В сроки реализации Программы

административный совет

6.   

Отчет о выполнении программных положений на административном совещании МБОУ ДОД ДДТ

 

 

 

Литература

Программные документы:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

  • Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция развития дополнительного образования до 2020г.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида - Сан ПиН

  • должностные обязанности педагогического и административного состава  коллектива МБОУ ДОД ДДТ

  • Время созидать: Материалы Всероссийской конференции «Принципы обновления и модернизации дополнительного образования детей  в деятельности федеральных экспериментальных площадок»,---СПб.,РОСТ.2003, №19

  • Положение об аттестации руководящего состава образовательного учреждения 

  • Положение об аттестации педагогов дополнительного образования

    
1.      Александрова Н.А., Анисимова Е.И., Фомина А.Б., Костьева СМ., Фельдберг И.А. "Специфика деятельности отдела историко-культурологических программ в новых социально-педагогических и экономических условиях". Москва. 2000 г.

2.      Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.  Дополнительное образование в современной  школе. М.  «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1,2005)

3.      Васильева Е.Ю., Новгородцева Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» М., ГОУДОД ФЦРСДОД 2005

4.      Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика. «5 за знания» М., 2006

5.      Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991

6.      Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996

7.   Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога   дополнительного образования. ИОСО  РАО Отдел дополнительного образования,М.,2003

8.      Евладова Е.В..Золотарева А.В., Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие  Аркти М. 2006

9.      Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Институт общего и среднего образования РАО Отдел дополнительного образования детей М., 2003

10.  Иванченко В.Н. взаимодействие общего и дополнительного образования детей : новые подходы Педагогика нового времени Учитель. 2007

11.  Кленова Н.В.  Инновационный опыт в системе дополнительного образования Оренбурга М. Просвещение 2006

12.  Крылова Н.Б. Культурология образования. НЦО,  «Народное образование», Институт педагогических инноваций РАО  2000

13.  Крылова Н.Б. Деятельностный портрет методиста / / Народное образование, -1999, № 7-8

14.  Козлов В.И. Модель специалиста – учителя изобразительного искусства. М., 2001

15.  Корнеева Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы)- М. ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005

16.  Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба «Учитель» 2005

17.  Куприянов Б.В., Подобин А.Е, Смирнова Н.А. «Программа развития средней школы» «Завуч» -научно практический журнал №1 2007

18.  Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности». М. Центр    «Педагогический  поиск», 2003

19.  Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Пособие для классных руководителей.«Образование - культура»Санкт-Петербург 2002

20.  Маловидченко Т.А. Образовательная программа школы. Современный аспект «Образование в современной школе» №1 2002

21.  Маскин В.В. Петренко А.А. Меркулова Т.К. «Алгоритм перехода образовательного учреждения  к компетентностному подходу» Практическое пособие Аркти М. 2006

22.  Мотуренко Н.В. Программа развития школы на период до 2008 года.

23.  «Завуч» -научно практический журнал №2, 2007г.

24.  Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении Волгоград: Учитель 2006

25.  Норенко И.Г. Методические семинары. Организация методической поддержки    инновационной деятельности образовательных учреждений.  Учитель Волгоград 2006

26.  Пономарева Е.А. Проблемный педсовет: от идеи до реализации. АПК И ПРО

27.  М. 2005

28.  Попова Г.Н. Программное обеспечение развития воспитания в региональной системе  дополнительного образования детей. Министерство образования Московской  области.2004

29.  Самодина Н.И.Одаренные дети. Прогресс М. 1991

30.  Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М., НИИ «Школьные технологии» 2005,- 192

31.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., АРКТИ 2006,-78.

32.  Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максимченко Т.В. Технология оформления педагогического опыта Мин.Обр.РФ М. 2003 Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006

33.  Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М., «Сентябрь»2004

34.  Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006

35.  Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа «Новая школа» М., 1997

36.  Шибеко Н.В. Кленова Н.В. «У нас интересно всем » Об опыте педагогического творчества в учреждении дополнительного образования детей.

37.  Фомина А.Б. Особенности управления учреждениями дополнительного образования как социальными системами. М. Просвещение 2006

38.  Фомина А.Б., Жданова Н.К., Полосина Л.Д., Тарасов В.В. "Педагогика свободного времени". МГДД(Ю)Т. 2002 г.

39.  Юдина И.Г. «Портфолио ученика средней школы» Волгоград: Учитель, 2007

40.  Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., «Сентябрь»2000

Приложения к программе

Приложение 1. Показатели выполнения программы

Приложение 2. Система внутреннего контроля

Приложение 3. Общеразвивающая дополнительная образовательная программа

Приложение 4. Проспект проекта педагогической инициативы

Приложение 5. Освоение профессиональной педагогической среды


Приложение 6. Темы для самообразования педагогов ДДТ

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color