Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Актуальность формирования математических представлений дошкольника Печать

Педагог дополнительного образования

 Афанасьева Галина Федоровна,

образование – высшее, категория - первая.

«Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». 

Н. П. Чернышевский

 

 Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельностью с практикой применения умственных процедур в различных условиях, умственный труд - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.

В большей мере развитию мышления у детей дошкольного возраста  способствует развитие элементарных математических представлений,  логических операций (сравнение, обобщение, классификация),  познавательных интересов и любознательности.

Математика является одной из сложных, но нужных дисциплин дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.  Многие родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний. Например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами.

Для сведения родителей.

Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу (на уровне предположения) и т.д.

В деле  развития математических представлений центральное место  занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество,  величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.  

На занятиях во Дворце творчества происходит ознакомление обучающихся с разными областями математической действительности.

 

 

В образовательный минимум входит:   

1.      сравнение отдельных предметов и групп предметов;

2.      выявление существенных признаков и отношений;

3.      знакомство со способами установления порядка между предметами в группе и соответствия между предметами в различных группах;

4.      моделирование процесса соединения частей в целое и выделение части целого;

5.      сравнение величины с помощью условных мерок;

6.      установление пространственных и временных отношений;

7.      интегрирование математики в другие сферы окружающей действительности.

Само понятие «занятие» не подразумевает работу за столом над страничкой учебника или рабочей тетради. В первую очередь это  система дидактических игр, которая    является естественным продолжением игровой деятельности детей.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр, обучающиеся усваивают математические знания и умения   без перегрузок и усталости.

Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения новых знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, становлению его познавательных интересов и коммуникативных способностей. «Открытие» новых знаний, исследование проблемных ситуаций  происходит на занятиях в ходе активного участия обучающихся в дидактических и ролевых играх.

Таким образом, создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности является главной целью развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи  математического развития дошкольников… Они и сложны и интересны.

1.      Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

2.      Увеличение объема внимания и памяти.

3.      Формирование мыслительных операций, развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение).

4.      Развитие образного и вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии.

5.      Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания

6.      Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми

7.      Целенаправленное формирование интересов и мотивации учения (умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий и т.д.).

Наиболее полно достижению вышеизложенной цели и задачам соответствует программа математического развития дошкольников «Школа – 2000…».

 

 

 

Ведущие дидактические принципы программы.

  1. Принцип психологической комфортности 

Создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход и создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

  1. Принцип деятельности

Каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений, путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог лишь подводит детей к «открытиям», направляя и организуя поисковую деятельность. Так, например, при изучении темы «Измерение длины при помощи мерки»  обучающиеся искали «клад», спрятанный на расстоянии 10 шагов.  В результате поисков не все смогли добраться до «клада». Возникла проблемная ситуация: «Почему?» Пришли к выводу: «Шаги у всех разные. Такие мерки неудобны».  Таким образом, у детей формируется представление об измерении длины с помощью условной мерки, о зависимости измерения от величины мерки.

  1. Принцип целостного представления об окружающем мире

Каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира.

  1. Принцип минимакса:

обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом и с постоянным успехом. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося, с опорой на его жизненный опыт, создается ситуация успеха для каждого.

  1. Принцип творчества  

Ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

  1. Принцип вариативности 

Предоставляет ребенку право собственного выбора действия, развитию вариативного и творческого мышления. Например, выбирая из предметов (помидор, флажок, мяч) лишний предмет, обучающиеся могут назвать флажок (отличается формой), мяч (отличается цветом), помидор (его можно съесть)

  1. Принцип непрерывности

Обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования.

Предлагаем ознакомиться с Программой математического развития детей дошкольного возраста «Школа – 2000…», которая   определяет содержание работы   по формированию у детей первоначальных математических представлений в каждой возрастной группе; программа обеспечена необходимыми пособиями, которые обеспечивают качество формирования мыслительных операция и математической логики дошкольников.

-        Практический  курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5  лет - «Игралочка» (авторы Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.)

-        Практический курс математики для дошкольников 5 – 6 лет и 6 – 7 лет -  «Раз - ступенька, два - ступенька...» (авторы Петерсон Л.Г., Холина Н.П.)

По результатам к концу года большая часть дошкольников, обучающихся в МБУ ДО Дворец творчества имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Используемая литература.

1.              «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы, опыт     работы (под ред. Дорофеева Г.В.. – М., УМЦ «Школа 2000…», 2000

2.              Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз – ступенька, два – ступенька…»   Практический курс для дошкольников. Методические рекомендации для учителя. – М., 2008г.

3.              Амонашвили Ш.А. «В школу - с шести лет». - М., 2002.

4.      Выготский Л.С. «Педагогическая психология». - М., 1991

5.      Волина В.В. «Учимся играя». - М., 1994.

6.      Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - М., 2000

7.      Семёшина М. А. «Развитие математических представлений у дошкольников с использованием педагогической технологии   «Школы – 2000…» - Интернет-ресурс

8.      Тихомирова Л.Ф «Развитие логического мышления детей». – СП., 2000

 

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color