Программа развития ДДТ на 2014-2017 гг. |
Программа развития МБОУ ДОД Дворец детского творчества, реализующего дополнительные образовательные программы, на 2014-2017 год (с ПРИЛОЖЕНИЯМИ (кликните, чтобы ознакомиться с документами)
Программа включает концепцию, цели, задачи и определяет содержание дополнительного образования на три года в динамике изменений, через разработку, исследование и проверку дополнительных образовательных программ нового поколения, применение современных педагогических технологий и методик дополнительного образования. Анализ направлений работы, апробированных в новых социально-экономических условиях, реализованных через дополнительные общеобразовательные программы, позволил определить востребованные детьми, семьей, обществом содержательные виды деятельности и подготовить новую мобильную Программу, открытую для внесения корректив в содержание деятельности всего учреждения и его подразделений. Три предыдущие (2011 - 2014 г.г.) года успешной работы и развития МБОУ ДОД ДДТ подтвердили правильность исходных педагогических позиций и целей, адекватность содержания образования, эффективность наработанных средств и методов. Концептуальные основы программы составляют приоритеты дополнительного образования. Учебно - воспитательный программный материал программируется на основе системно деятельностной парадигмы с компетентностными механизмами её реализации За основу данного документа принята программно-целевая идеология развития. Методологической основой программы развития является системный подход к решению крупномасштабных проблем в сочетании с принципом развития. Центральной категорией здесь является понятие «развитие», под которым имеется в виду необратимый процесс изменения уровня организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования – МБОУ ДОД ДДТ. Компетентность – деятельность – система – компетенции – позитивная дееспособность в социуме → такова основная линия Программы. Цель и задачи учреждения на этой стратегической линии – освоение обозначенной проблематики и управленческое обеспечение солидарного отношения педагогов к перспективе развития, понимание обучающимися приоритетов дополнительного образования и формирование общественного мнения, в том числе родительского, в ключевых понятиях программируемых процессов. Определяющей идеей программы является компетентностный подход в практике дополнительного образования в учреждении. Исходя из постулата деятельностной природы компетентности как феномена (компетентность представляет собой опыт осуществления той или иной деятельности) следует, что формируется и совершенствуется компетентность в деятельности и, отсюда, ведущим звеном в работе всей системы МБОУ ДОД ДДТ принимается деятельностная парадигма в образовании с системной организацией педпроцесса. Под проектированием развития подразумевается осуществление преобразований, обеспечивающих прогрессивное изменение, совершенствование образовательного учреждения и практики образовательного процесса в нем. Исследования показывают, что дополнительное образование, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и свободы выбора творческих видов деятельности, оно дает воспитаннику социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средства для ее достижения. Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума. Изменившиеся внешние социально-экономические условия объективно требуют внутренних изменений, совершенствования образовательной и управленческой деятельности Дворца детского творчества. Выходя на новый этап развития, МБОУ ДОД ДДТ декларирует себя как открытую, активно действующую социально-педагогическую систему, с обоснованной перспективой перехода в статус консолидирующего звена по вопросам дополнительного образования в городской образовательной среде. Программа необходима для обобщения и систематизации приобретенного опыта и эффективного управления качеством учебно-воспитательного процесса в перспективе. Она конкретизирует, углубляет и расширяет, исходя из предмета деятельности, основные документы, регулирующие образовательный процесс в ДДТ. Концептуальные положения и содержание Программы находят свое отражение в открытых проектах, целевых программах и дополнительных образовательных программах творческих объединений ДДТ. Потребность в программе развития была осознана коллективом по мере развития и укрепления научно-методической базы ДДТ, появления новых видов деятельности, роста профессиональной квалификации сотрудников, внедрения новых методик в образовательную деятельность. Деятельность, структура, методическое обеспечение и материально-техническое оснащение ДДТ программой нацеливаются на преодоление разрыва между образовательным процессом и жизнью общества, на то, чтобы передовая культура, наука, техника и технология входили в деятельность воспитанника ДДТ во всем многообразии. Образовательная практика реализуется на основе программно-целевого проектирования с учетом методики коллективных творческих дел. Это позволяет полнее учитывать социальный заказ, интересы детей, запросы родителей, устремления и возможности сотрудников, более эффективно и концентрированно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы ДДТ, привлекать внешние организации. Программа определяет также основные направления массово - просветительской и популяризаторской работы по формированию в педагогической и общественной среде эффективного имиджа дополнительного образования в целом, ДДТ в частности. Осознанное участие всех участников - одно из наиболее эффективных средств воплощения в жизнь концептуальных идей, сформулированных в Программе. Определены условия успеха реализации Программы:
О реализации Программы развития МБОУ ДОД ДДТ «Модернизация практики дополнительного образования» на 2011-2014 учебные годы Программа МБОУ ДОД ДДТ на 2011-2014 годы была разработана с учетом исторически новой социокультурной ситуации, а также инновационности и сложности задач, вставших перед российским дополнительным образованием, и на основе анализа конкретной ситуации в ДДТ. Практическая реализация программы носила поэтапный пошаговый характер. Целенаправленность выполнения программы отслеживалась через систему параметров качества и результативность этапов реализации программы. Осуществление целей и задач программы велось в единстве содержательных, технологических и организационных компонентов программы. Коррекция программы велась в соответствии с новыми условиями недостаточности или опережения в выполнении намеченного. Условием реализации программных мероприятий стала разработка на основе инновационного опыта технологии мотивации личностного и профессионального роста педагогов, методистов, администрации, а также готовность педагогического состава к обновлению, реинновациям и коллективной творческой работе. Программные мероприятия объединялись следующими блоками:
Для достижения поставленных целей необходимо было обеспечение опережающей подготовки педагогического персонала к работе в инновационном режиме. Такое опережение дает практико - ориентированная система повышения профессиональной компетентности. Прежде всего - это повышение квалификации в системе последипломного образования. За отчетный период показатели по этому вопросу выросли на 71 %. Курсы повышения квалификации по общим вопросам педагогики дополнительного образования, по профильной принадлежности, а также активно проведена работа по качественному росту компьютерной грамотности пользователя (каждый второй педагог окончил курсы начинающего пользователя). Стабильно работает на повышение педагогической компетенции продуктивность разработки вопросов частных методик преподавания направлений в МБОУ ДОД ДДТ. Работы на эту тематику были обобщены на педагогических советах. Тема педагогического совета звучала следующим образом: «Информационная культура педагога дополнительного образования в области частных методик преподавания как условие эффективности педагогического процесса». Проблематика форм мониторинга успешности и презентации обученности воспитанников в дополнительном образовании открыта в широком перечневом предъявлении и наибольшими разрешающими возможностями. Готовность педагогов участвовать в разработке целевых индикаторов и показателей является показателем творческой профессиональной подготовленности педсостава. Начало фиксации успешности воспитанников в дополнительном образовании положено наличием в МБОУ ДОД ДДТ «Свидетельства о дополнительном образовании», Похвального листа и сертификатов по годам обучения.
В ходе аттестации и открытых мероприятий отслеживается переход педагогов в режим устойчивого системного развития на основе целенаправленного обновления содержания и технологий образовательной и досуговой деятельности. За период реализации «Программы 2011-2014» произведено обновление предметно - пространственной среды, а именно:
Серьезные изменения произошли в деле систематизации календаря массовых мероприятий. Формируется пакет предложений внешней среды и активизируется участие Т/О и педагогов в конкурсах, программах по линии образования и культуры. Идет выстраивание отношений партнерства и взаимной ответственности с родительской общественностью. А именно:
Работа в учреждении, прежде всего, направлена на обеспечение комфортно-творческой атмосферы в коллективе. Успехи в продвижении педагогического коллектива отчетливо фиксируются в следующих параметрах содержательного и управленческого обеспечения деятельности творческих объединений обучающихся и педагогов:
Профессиональная активность педагогов позволяет на основе инновационного опыта разрабатывать технологию мотивации личностного и профессионального роста обучающихся, педагогов, методистов, администрации:
Вырос численный состав педагогов и воспитанников, а также число наград, заслуженно занявших свое место в портфолио учреждения. В перспективе коллектив ДДТ видит возможность создания ассоциации учреждений дополнительного образования города и проведение городского конкурса педагогов по номинациям дополнительного образования в кооперации с органами образования и городской общественностью. имиджа учреждения в городе и области, что способствовало стабильности педагогического коллектива, сохранности контингента обучаемых, преемственности связей, упрочению традиций и активной разработке инноваций. Вопросы современной проблематики дополнительного образования Программные мероприятия обусловлены ярко выраженными трудностями в деле дополнительного образования, поможем выбрать и купить диплом о высшем и среднем образовании онлайн.
МБОУ ДОД ДДТ - учреждение полифункциональное. · по видам деятельности - 10 направлений дополнительных образовательных программ по типовому положению и все в наличии · по аспектам деятельности:
по количеству учебных режимов в одном учреждении:
· режим работы по расписанию дисциплин (на группу педагогов расписание по дисциплинам, состав воспитанников един – предшкола, комплекс) · индивидуальная работа (инструменталисты, вокалисты – по режиму работы музыкальной школы) – достижение воспитанниками четко определенных индивидуальных целей, по индивидуальным планам, в индивидуальном темпоритме · индивидуальная работа с результирующей в общем деле: духовой оркестр, комплекс со своими специфическими запросами в организации учебной деятельности · индивидуальная работа в сочетании с социальной направленностью: возможность работы с одаренными детьми, с социально запущенными детьми ,с детьми инвалидами по индивидуальной траектории обучения и развития по вариативности дополнительных образовательных программ · по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, длительные…) · программа на Т/О одной направленности · программа составительская с элементами разных направленностей · программы практической лаборатории, студии, разновозрастного коллектива и т.д. Разрешение проявленных затруднений требует системного подхода и компетентных, комплексных решений. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение программы развития МБОУ ДОД ДДТ включает в себя:
Участники программы Участниками программы являются педагогический коллектив, обучающиеся, их родители или законные представители, социально – педагогические партнеры Дворца детского творчества. Дворец детского творчества. Миссия, стратегические цели и принципы образовательной политики. Миссия Дворца детского творчества – создание условий для творческого саморазвития личности каждого ребенка. Стратегическая цель ДДТ – исполнение социального заказа на дополнительное образование в интересах всех участников образовательного процесса. Этот заказ включает следующие компоненты:
Дворец детского творчества расположен в городском округе Железнодорожный Московской области. ДДТ является правопреемником Дома пионеров, созданного в г. Железнодорожном в 1953 году с целью организации массовой внешкольной работы. За 60 лет заложена необходимая материально-техническая база для работы, стабильно охватывающей почти три тысячи обучающихся, ежегодно занимающихся в 230 - 250 группах творческих объединений по десяти направленностям дополнительных образовательных программ. Занятия ведутся по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования на бюджетной и платной основе. Принципиальными установками системы образования и воспитания Дворца детского творчества являются:
Концепция образовательной деятельности Дополнительное образование должно носить опережающий характер и быть нацеленным на воспитание профессионалов, людей нравственных, обладающих высокой культурой и современным мировоззрением, экономически, технологически и функционально грамотных. Для функционирования системы опережающего образования необходимо:
Образовательная деятельность расширяется введением в практику системы целевых проектов – новое направление в работе. В программу включены системные образовательные проекты, вошедшие с инициативы МБОУ ДОД ДДТ в городское образовательное пространство. Руководитель целевого проекта - сравнительно новое действующее лицо образовательного процесса. Он становится "ядром концентрации" неформального образовательного коллектива. Практика показывает, что целевые программы выгодно отличаются своеобразием и нацеленностью на результат в каждом отдельном случае. Команда целевого проекта – специалисты высокого класса в своей области, что фактически гарантирует качество действий. Поскольку целевые программы обычно становятся межгрупповыми, то они формируют горизонтальные связи, обогащают палитру образовательных возможностей учреждения. Проблематика, которую ставят целевые проекты перед городской общественностью и коллективом МБОУ ДОД ДДТ, может быть разрешена при условии коллективного сотрудничества. Организационное оформление комплексными проектами сложившихся связей и взаимоотношений – перспектива для создания творческих групп и объединений педагогов как групп, с четко выраженным единством профессиональных интересов. В практике ДДТ целевые проекты функционируют в коллективе образцового духового оркестра, в предшкольных комплексах. Предмет образовательной деятельности МБОУ ДОД ДДТ Информационное поле современности расширяется скоростными темпами, школьные учебники не поспевают за приростом информации. Потребности в соответствующем дополнительном образовании растут. Дополнительное образование, являясь полифункциональным и мобильным в своей вариативности, выполняет авангардную функцию в социуме по первичности реакции на изменения в мировом информационном поле и способов перевода инноваций в науке и практике в дополнительные образовательные программы. Деятельность МБОУ ДОД ДДТ направлена на обучение, воспитание, творческое развитие, мотивацию и социализацию детей и подростков на основе дополнительных общеобразовательных программ, открытых культурологических социально значимых целевых программ и социальных проектов. Основным предметом деятельности является многопрофильное, полифункциональное дополнительное образование, осуществляемое через реализацию дополнительных образовательных программ. Программы нацелены на вовлечение детей в активную творческую деятельность разных образовательных полей. Они предполагает профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку обучающихся. Основные функции МБОУ ДОД ДДТ в образовательном пространстве города таковы:
Программой вводятся новые модели управления учебно-воспитательным процессом. При этом предметом проектируемых изменений становятся:
Методическая деятельность в МБОУ ДОД ДДТ Содержание и качество деятельности МБОУ ДОД ДДТ регулируются методической работой. Составными элементами методической деятельности являются: · программно - проектная, направленная на создание авторских и экспериментальных образовательных программ и проектов, методических и дидактических разработок, образовательных технологий по направлениям педагогической практики; · научно-методическая, включающая организацию и проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы сотрудниками и педагогами, разработку профильных теоретических материалов, тематико-экспозиционных планов-выставок, проведение проблемно-аналитической работы, отслеживание результативности, подготовку материалов к публикации; · учебно-методическая: разработка учебных, предметно-тематических, методических и дидактических материалов и пособий, образовательных проектов и программ, положений об творческих объединениях, составление учебных планов объединений; · информационно-методическая: сбор, анализ, синтез и трансляция информации через консультации, семинары, круглые столы, конференции, совещания, лекции и другие формы просветительской деятельности; формирование методических подборок по конкретной тематике, пополнение библиотеки ДДТ учебно-методической литературой, создание видеотеки, медиатеки; · организационно-методическая: разработка документации - положений, программ, циклограмм, планов, сценариев и т.п.; проведение мероприятий различных уровней и типов; · нормативно-методическая: разработка положения об отделе, клубе, должностных инструкций, проектов организационно-нормативных документов, составление планов и отчетов. Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность планируется в двух направлениях: · исследовательская работа педагогов по конкретной научной проблеме; · исследовательская работа в рамках образовательных программ. Важной задачей является создание условий для совместной научной, исследовательской и поисковой деятельности педагогов и обучающихся по направлениям образовательной деятельности Кадровый потенциал ДДТ Внимание к кадровому ресурсному обеспечению помогает вовремя сделать сопоставительный анализ по аналогичным категориям специалистов других учреждений дополнительного образования, принять правильные управленческие решения о необходимости повышения квалификации, повышения в должности и т. д. Анализ ресурсного обеспечения позволяет администрации и руководителям структурных подразделений своевременно отследить и оценить имеющийся потенциал сотрудников, инициировать формы повышения квалификационного уровня педагогов; установить необходимость пересмотра разрядов оплаты работников, срока аттестации, выделить основания для морального и материального стимулирования. Наиболее значимым фактором, обеспечивающим эффективность работы и его дальнейшее развитие, является сформировавшийся творческий потенциал коллектива педагогов - единомышленников. В деятельности педагогического коллектива сочетаются традиции и инновации, он открыт для новых идей и людей. Существенно изменилось отношение к вопросам повышения квалификации. За прошедшие три года случаев не аттестации педагогов из всех заявленных не было ни одного. Разработанная тематика по самообразованию педагогов находит сегодня отклик у педагогов. Наполняется портфолио педагогов методической продукцией. Коллектив принял в разработку направление по выводу кабинетов в ранг «учебного кабинета». Разработаны планы методической работы в структурных подразделениях, что само по себе является показателем продвижения в деле профессиональных компетенций педсостава. Педагоги активно сотрудничают со СМИ и это свидетельство рефлексивных умений. Помещения Анализ использования помещений показывает их сверхнормативную загруженность. Из таблицы видно не достаточное количество площадей для реализации программ ДДТ и его развития. Недостаточность кадрового обеспечения, что так же связано с недостаточностью площадей. ДДТ испытывает острую необходимость предоставления других площадей с целью улучшения условий для работы руководителей, педагогов, детей. Для повышения качества и результативности работы необходимо пополнение кабинетов оргтехникой новых моделей, соответствующей мебелью и наглядными пособиями. В коллективе ДДТ согласован и принят к реализации пакет документов, регламентирующий конкурс на лучший учебный кабинет. Интеграция основного и дополнительного образования городского образовательного поля Уровень общественно - педагогической активности педагогов дополнительного образования, их востребованность в других организациях, осуществляющих социально-педагогическую деятельность с детьми, определяется характером взаимосвязей. Эти связи интенсивны и плодотворны. Настоящая программа предусматривает деятельность, направленную в адрес других образовательных учреждений через систему взаимодействия. Программой предусматривается развитие основных линий интеграции. · Методологическая – программно-методическое обеспечение учебного процесса. Работа в режиме Базового образовательного учреждения по теме: «Методические компетенции педагога дополнительного образования как условие эффективности ведения инновационного образовательного процесса». Целевое участие в Региональной и Городской Выставке – Ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. · Содержательная - проведение в школах классных часов специалистами, организация конкурсов с помощью педагогов, работа инструкторов, мастер классы, город веселых мастеров, «школьный класс – спутник Т/О» - взаимодействие классного руководителя и педагога ДДТ. · Кадровая - обмен педагогическими компетенциями, согласованная работа в группах продленного дня, организация работы класса на познавательном солидарном интересе, проведение семинаров, встреч с классными руководителям по вопросам дополнительной познавательной деятельности и досуговым программам - классный руководитель- координатор, организатор, педагог дополнительного образования для школьников. · Методическая, организационная - обмен педагогическим опытом мотивации и поддержки познавательной активности детей, подростков и юношества: конвертация ЗУН в реальную практику жизни: система мастер – классов в МОУ силами педагогов и обучающихчя; праздник умелых или город веселых мастеров в ОУ совместными усилиями, проведение экспозиционно-выставочной деятельности; организация и проведение концертной деятельности… · В вопросах личностно - ориентированной педагогики - формы презентации обученности воспитанников, портфолио ученика в общеобразовательной школе и место в нем успешности в системе ДО (свидетельство о дополнительном образовании). · Информационная: детские конкурсы и информация о возможности участия в них, помощь в оформлении участия. · Педагогическое творчество - элективы, работа с одаренными детьми, организация работы отрядов ЮИД и ЮДП, воспитательно-образовательные программы, классы – спутники творческих объединений ДДТ и т.д. · Педагогическая солидарность - организация и проведение семинаров, праздников, мастер-классов в МОУ по разрешению затруднений в деле дополнительного образования, поможем выбрать и купить диплом о высшем и среднем образовании онлайн. · Городские целевые программы. Проведение форума, результирующего дополнительное образование в городском образовательном пространстве - Дня дополнительного образования (19-22 мая). Управление реализацией Программы. Организационная структура управления МБОУ ДОД ДДТ по реализации Программы Модель организационной структуры управления сочетает принципы единоначалия и общественного самоуправления. Основными объектами, осуществляющими управленческие функции, являются:
Функции внешнего общественно-государственного управления деятельностью осуществляют Учредители и Управляющий совет. Ведущая задача организационной структуры управления – распределение функциональных обязанностей и полномочий между участниками управленческого процесса и освоение новых технологий управления образовательным учреждением в целях реализации Программы. При этом предметом проектируемых изменений становятся:
Контроль реализации программы многовариантен.
Ожидаемая результативность Программы Мероприятия Программы призваны активизировать деятельность всех субъектов образовательного процесса. Реализация Программы развития будет способствовать качественному улучшению образования обучающихся на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, формального и неформального образования, учитывая их разные стартовые возможности. В результате выполнения Программы ожидается рост удовлетворенности качеством образовательного процесса со стороны всех его субъектов: - юные горожане будут увереннее использовать образовательный потенциал МБОУ ДОД ДДТ как ресурс собственного развития и самореализации; - родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг дополнительного образования; гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием детей и юношества; - жители города выразят поддержку проявлениям социальной активности и ответственности со стороны юных горожан; будут удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и молодежи; - представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи образовательному учреждению в разработке и реализации совместных образовательных программ и проектов. Реализация Программы обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников МБОУ ДОД ДДТ. Осуществление Программы обеспечит дополнительные возможности для развития личности молодого жителя г. Железнодорожного с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского общества и развивающейся экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности. Мероприятия, предлагаемые в рамках Программы по направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы образовательной работы для формирования базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и девушек г. Железнодорожного. Оценка эффективности реализации Программы предусматривается через предложенный набор из 24 показателей и индикаторов по ним. Каждый показатель должен иметь базовый уровень (по состоянию на 2014 год) и целевой ориентир (планируемый к достижению в 2017 году), выраженные в абсолютных или относительных единицах.
Формы представления результатов Результат данной программы - это освоение педагогами материалов, регулирующих процессы обновления содержания образования и системы оценки учебных достижений обучающихся. ♦ Фиксация расширения спектра и вариативности дополнительных образовательных услуг для населения микрорайона и города. ♦ Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива: § освоение педагогическим коллективом методологических основ программирования и организации процесса обучения в системе дополнительного образования. § упорядочение действий по повышению квалификации и переподготовки кадров через внешние и внутренние целевые ресурсы последипломного образования;
♦ Рост контингента обучающихся:
♦ Реализация как целевых программ линий развития внешней и внутренней педагогической практики, реализуемых педагогическим коллективом. ♦ Упорядоченный календарь участия обучающихся в системных мероприятиях. Результат проявляется:
Итог - создание инновационной обучающей среды, органично соединяющей в себе мобильность дополнительного и преимущества обязательного образования.
Литература Программные документы:
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М. «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1,2005) 3. Васильева Е.Ю., Новгородцева Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» М., ГОУДОД ФЦРСДОД 2005 4. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика. «5 за знания» М., 2006 5. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991 6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996 7. Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. ИОСО РАО Отдел дополнительного образования,М.,2003 8. Евладова Е.В..Золотарева А.В., Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие Аркти М. 2006 9. Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Институт общего и среднего образования РАО Отдел дополнительного образования детей М., 2003 10. Иванченко В.Н. взаимодействие общего и дополнительного образования детей : новые подходы Педагогика нового времени Учитель. 2007 11. Кленова Н.В. Инновационный опыт в системе дополнительного образования Оренбурга М. Просвещение 2006 12. Крылова Н.Б. Культурология образования. НЦО, «Народное образование», Институт педагогических инноваций РАО 2000 13. Крылова Н.Б. Деятельностный портрет методиста / / Народное образование, -1999, № 7-8 14. Козлов В.И. Модель специалиста – учителя изобразительного искусства. М., 2001 15. Корнеева Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы)- М. ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005 16. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба «Учитель» 2005 17. Куприянов Б.В., Подобин А.Е, Смирнова Н.А. «Программа развития средней школы» «Завуч» -научно практический журнал №1 2007 18. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности». М. Центр «Педагогический поиск», 2003 19. Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Пособие для классных руководителей.«Образование - культура»Санкт-Петербург 2002 20. Маловидченко Т.А. Образовательная программа школы. Современный аспект «Образование в современной школе» №1 2002 21. Маскин В.В. Петренко А.А. Меркулова Т.К. «Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу» Практическое пособие Аркти М. 2006 22. Мотуренко Н.В. Программа развития школы на период до 2008 года. 23. «Завуч» -научно практический журнал №2, 2007г. 24. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении Волгоград: Учитель 2006 25. Норенко И.Г. Методические семинары. Организация методической поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений. Учитель Волгоград 2006 26. Пономарева Е.А. Проблемный педсовет: от идеи до реализации. АПК И ПРО 27. М. 2005 28. Попова Г.Н. Программное обеспечение развития воспитания в региональной системе дополнительного образования детей. Министерство образования Московской области.2004 29. Самодина Н.И.Одаренные дети. Прогресс М. 1991 30. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М., НИИ «Школьные технологии» 2005,- 192 31. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., АРКТИ 2006,-78. 32. Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максимченко Т.В. Технология оформления педагогического опыта Мин.Обр.РФ М. 2003 Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006 33. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М., «Сентябрь»2004 34. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006 35. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа «Новая школа» М., 1997 36. Шибеко Н.В. Кленова Н.В. «У нас интересно всем » Об опыте педагогического творчества в учреждении дополнительного образования детей. 37. Фомина А.Б. Особенности управления учреждениями дополнительного образования как социальными системами. М. Просвещение 2006 38. Фомина А.Б., Жданова Н.К., Полосина Л.Д., Тарасов В.В. "Педагогика свободного времени". МГДД(Ю)Т. 2002 г. 39. Юдина И.Г. «Портфолио ученика средней школы» Волгоград: Учитель, 2007 40. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., «Сентябрь»2000 |