Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Блок флейта – первая ступенька освоения игры на саксофоне Печать

Блок флейта – первая ступенька освоения игры на саксофоне

Педагог дополнительного
образования по классу саксофона –
 Васильев Сергей Александрович.

        Введение флейты на начальных ступенях обучения даёт возможность начинать обучение в более раннем возрасте, так как флейта – менее энергозатратный инструмент и позволяет легче поставить дыхание. Благодаря освоению флейты происходит хорошее развитие координации движений, хорошее сочетание моторики пальцев и звукоизвлечения языком, развитие мышц губного амбушюра. Флейта – родственный инструмент саксофону из-за схожести аппликатуры.
        Чтобы овладеть техникой игры на блок флейте, в первую очередь следует хорошо уяснить основные правила постановки исполнительского аппарата, под которыми понимается рациональное взаиморасположение и взаимодействие всех его компонентов (дыхания, губ, языка, пальцев, рук)   и инструмента. Исполнительское дыхание – приспособления дыхательных мышц исполнителя на блок флейте идентично ему при игре на саксофоне. Вдох осуществляется благодаря сокращению диафрагмы и большей частью наружных межрёберных мышц, которые увеличивают объём грудной клетки и лёгких. Выдох осуществляется за счёт сокращения мышц брюшного пресса, внутренних и отдельных наружных межрёберных мышц груди. При этом грудная клетка и лёгкие принимают первоначальное положение и часть воздуха выходит из лёгких. Наиболее рациональным является применение двух типов дыхания – диафрагмального и грудобрюшного (смешанного), каждый из которых не только имеет индивидуальное оформление, но и взаимно дополняет друг друга. В процессе игры не следует брать чрезмерно глубокого дыхания, так как это может привести к одышке. Объём вдоха должен быть оптимальным, соответствовать характеру фактуры исполняемой музыки.
        Формирование амбушюра.  Совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении, их характерное положение вокруг мундштука образуют особый физиологический комплекс – амбушюр.
        Каждая группа мышц комплекса выполняет присущие только ей функции – одна направлена на смыкание и втягивание губ внутрь, другая – на расслабление и расширение ротовой щели. Наибольшая нагрузка ложится на круговую мышцу рта, которая располагается в толще губ и в области их углов. Сокращение и расслабление этого мышечного комплекса во время игры согласовывается с действиями языка, дыхания и пальцев и соответствует высоте и громкости извлекаемых звуков.
        Основными условиями постановки амбушюра являются:

  • правильное размещение мундштука на губах,
  • целесообразное положение губ и захват ими мундштука
  • способ подготовки губ к звукоизвлечению и ведению звука
  • готовность губ принимать соответствующее положение при различных штриховых интонационных  динамических изменениях.

         Основной опорой мундштука служат верхние зубы, находящиеся во время игры на его срезе, который должен быть плотно окружён мышечным кольцом амбушюра. Нижняя губа должна быть равномерно собрана к центру мундштука, создавая таким образом упругую мышечную «подушку» и одновременно прикрывая красной каймой нижние губы. В процессе занятий на основе мышечной памяти действия губ доводятся до автоматизма, что положительно сказывается на технике исполнителя.
        Артикуляционная постановка. Особое значение для  правильной артикуляции имеют действия языка, которые характеризуют качественный показатель всех стадий звукоизвлечения: атаки, ведения и окончания. При игре на блок флейте, как и на саксофоне, атаке звука необходимо придавать особое значение, так как она непосредственно связана с оформлением различных штриховых оттенков. Исполнительскую атаку можно разделить на три основных вида по различной чёткости, силе, скорости контакта языка с мундштуком и продолжительности подачи воздуха в инструмент: твёрдую, мягкую и вспомогательную.
        При игре на блок флейте, как и на других духовых инструментах используются следующие основные виды штрихов: letache, legato, non legato, portato, marcato, staccato.
        Аппликатурная постановка.
        Одно из важных условий постановки – выбор рациональной аппликатуры, умение исполнителя применять разнообразные варианты аппликатуры в зависимости от сложности нотного текста. К числу основных недостатков пальцевой техники относится зажатость мышц рук и пальцев. Родственность аппликатуры блок флейты с саксофоном позволяет развивать координацию движений у ребёнка в более раннем возрасте и позволяет затем получить хороший результат освоения саксофона.

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color