Конспект открытого занятия на тему «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ» |
Комитет по образованию Администрации г.о. Железнодорожный Московской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о. Железнодорожный ______________________________________
Харкевич Светлана Васильевна ______________________________________
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Возраст: 11-13 лет
г.о. Железнодорожный 2015 год.
Оглавление.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Конспект занятия «Рисунок драпировки» разработан к дополнительной образовательной общеразвивающей программе: «Академический рисунок» художественной направленности. Программа прошла апробацию в МАОУ ДОД ХШ и может с успехом применятся во всех образовательных учреждениях, где ведётся работа с детьми среднего школьного возраста по предметам эстетического цикла ИЗО. Образовательная область программы и данного конспекта: «изобразительное искусство». Предмет «Академический рисунок» - один из важнейших предметов художественной школы. Главными целями обучения и воспитания на занятиях изобразительного искусства, и в частности рисунка, является: овладение учащимися практическими навыками рисования и пространственного построения предметов и окружения; воспитания у них эстетического восприятия действительности, развитие творческого потенциала, творческой и познавательной инициативы, создание условий для самовыражения и самореализации. Это самый сложный предмет в художественной школе и самый мощный - по воспитанию собранности, концентрации внимания и работоспособности. Актуальность Занятие организовано при практическом применении и взаимодействия нескольких современных образовательных технологий: - технологические карты; - ИКТ; - дифференцированное обучение. Особое внимание уделено эффективности разработки и применения в обучении технологических карт. Основой обучения является практическая деятельность, что соответствует современным требованиям применения системно - деятельностного подхода в образовании. В плане занятия освоение способа формирования универсальных учебных действий учащихся, который является основой формирования базовых компетентностей и социализации. На занятии целенаправленно создаётся ситуация успешности каждого ученика, в частности, за счёт создания видимого яркого продукта художественно-творческой деятельности учащихся. Подобная творческая самореализация способствует формированию положительной «я-концепции» воспитанников образовательного учреждения. Конспект занятия «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ» будет полезен педагогам дополнительного образования, школьным учителям, в организации и проведении занятий с детьми среднего школьного возраста. Цель создания конспекта: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-предметной деятельности ИЗО. Новизна и отличительная особенность конспекта к уроку «Рисунок драпировки» от подобных методических разработок других авторов, на наш взгляд, состоит: - в максимально широкой области практического применения (образовательные учреждения дополнительного образования, основное образование, домашнее обучение); - в подробной разработке практического применения нескольких современных образовательных технологий в их взаимодействии; - в оригинальности продукта художественно-творческой деятельности обучающихся и целеполагании ситуации успеха для каждого ученика.
«РИСУНОК ДРАПИРОВКИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с детьми 11-13 лет
Тема: «Рисунок драпировки» Вид занятия: рисование с натуры драпировки, закрепленной в: 1- двух точках, 2-одной точке Цели - Развитие мотивации учащихся к учёбе. - Обучение детей среднего школьного возраста способам и приёмам работы графическими материалами. Задачи Обучающие: - обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне; - научить анализу конструктивных особенностей строения формы; - ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы; - научить последовательности этапов выполнения построения складок; - научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью штриховки. Развивающие: - развить навыки рисования с натуры; - развить креативность мышления, воображение, внимание; - развить умение компоновать предметы в заданном формате. Воспитывающие: - воспитать интерес к творческому труду.
УУД (универсальные учебные действия): - мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез; - регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение верной последовательности действий; проверка результата работы; - личностные - формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; - развитие мотивации к творчеству и учёбе.
Образовательные технологии. - Применение ИКТ: видео и фото материалы по теме занятия на мониторе компьютера (интерактивной доске). - Технологические карты, иллюстрирующие последовательность работы. - Технология дифференцированного обучения. Выполнение основы, выбор из предложенных вариаций, собственные вариации на основе. Методы обучения. Сочетание на разных этапах занятия трёх методов: - объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи, - репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки; - частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания. Материалы и оборудование. Для учителя: - наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»; - компьютер (если возможно, интерактивная доска); - учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока; - иллюстративный фото и видео материал по теме занятия; - карандаш, ластик; - учебные работы в тоне с изображением драпировок; - электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ» Для учащихся (воспитанников): - чертёжная бумага формата А3; - набросочная бумага; - карандаш, ластик; - видоискатель.
Ход занятия. (3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут) 1. Организационная часть(2 минуты) 2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8 минут) 3. Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (10 минут); 4. Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (5 минут); 5. Последовательность выполнения рисунка драпировки. (5-8 минут) 6. Практическая часть(15 минут) 7. Перемена(10 минут) 8. Практическая часть(40 минут) 9. Перемена(10 минут) 10. Практическая часть(30 минут) 11. Подведение итогов, рефлексия.
Организационная часть. (1-2 минуты). - Здравствуйте ребята! Как приятно видеть вас в художественной школе такими бодрыми и весёлыми. Сегодня мы с вами будем рисовать драпировку. Для того, чтобы занятие прошло интересно, мне нужна будет Ваша помощь: внимание и усердие. (обозначить правила работы в мастерской/классе и технику безопасности на занятии). Вводная беседа (8 минут). Знаете ли Вы, что такое драпировка? (Ответы детей). Драпировка – происходит от французского слова «drape» - складки, фалды. Вот как Чудинов А.Н. - автор «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1910 г.) объясняет, что это такое: «Драпировка – расположение одеяний, материй, занавесей и прочего так, чтобы они образовали множество изящных складок». Давайте мы с вами исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без практики и понимания того, как эти складки образуют драпировку, рисунок не будет выглядеть убедительным. В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус (демонстрация электронной презентации (1 мин).
Подача нового материала (10 минут). Этапы выполнения построения складок драпировки: I. этап - выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя); - композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа; - определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования); - определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра). Проводим вспомогательные линии. II. этап - выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем размеры складок. Построение ведем по принципу «от простого к сложному» - от самых крупных и основных наиболее выделяющихся складок. III. этап - намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения; - выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные. IV. этап - работа тоном - выполнить конструктивно-тональный рисунок; - показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях; - выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок. Просмотр презентации (5 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».
Практическая часть (85 минут) Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.
Подведение итогов, рефлексия Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу — проводит самоанализ: - что нового узнал? - чему научился? - что получилось? - что было самым сложным? самым интересным? - где могут пригодится новые знания и умения? Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание: Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь. В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой плод своего творческого труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ 1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г. 2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2 3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0 4. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧИТЕЛЮ
1. Кузин В.С. Психология.Учебник.-М., Дрофа, 1997г. 2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для уч-ся педуч-щ. - М. : Просвещение, 1984. - 319 с. : ил. 3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для художественно-графических факультетов пед. институтов / -3-е изд., перераб. и доп. - М. : АГАР, 2000. - 256 с.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧАЩИМСЯ И РОДИТЕЛЯМ 1. «Юный художник», журнал. |